Картина «Масленица»

Масленица, праздник весеннего равноденствия, длившийся в древности целый месяц, с 22 февраля по 21 марта. Единственный из многотысячелетних календарных обрядов русского народа, не получивший новое христианское осмысление.

Тут путь, который прошла в поисках адекватного художественного решения этой сложнейшей темы Анна Виноградова, отмечен самыми разными композиционными инвариантами. Это и веселый разгульный праздник с ряженым в архаической рогатой маске, отплясывающим в присядку на первом плане. 

Здесь основной акцент поставлен именно на буйной пляске и веселящиеся толпе, а запряженный в сани бык, да и сам «Хозяин Масленицы» — лишь часть, причем не главная, этого общего веселья (2005г.). 

В другом варианте (2006г.) круговая пляска в центре композиции создает вокруг себя такое же круговое движение санных поводок и веселящихся толп людей, среди которых украшенный расписной другой бык воспринимается только одним из многих компонентов. 

В процессе подготовки к созданию основного полотна, Анна пишет цикл портретов, таких как «Портрет В.А. Мерзлякова», «Портрет мамы в новгородском головном уборе», «Девушка, поправляющая серьгу», «Мать и дочь», «Катюша», «Дети» — все 2005 – начало 2006 года. В них на первый план выступает внутренняя сосредоточенность портретируемых, их углубленность в себя, состояние раздумья, что не мешает, в прочем, художнику решать и чисто колористические, живописные задачи. Но эти два состояния души – буйное веселье и внутренняя сосредоточенность, одинаково интересующие художника, в данном конкретном случае привели к совершенно неожиданному решению. Анна Виноградова пишет одновременно два полотна на одну и ту же тему – «Шествие масленичного поезда». Что в последствии вызовет бурную дискуссию о том, с каким вариантом выходить на защиту диплома, как у руководителей мастерской, и у руководства факультета живописи в целом. искусствовед Элина Васильевна Старцева.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru