Анна Виноградова: становление художника

Именно этот этнический компонент – одна из важнейших составляющих в творчестве Анны Виноградовой. Причем, формируется новая структурная форма памяти «с сохранением той ментальной основы, которую определяют обычно как «русскость» или «русская душа». Это нечто почти неуловимое, что ощутил автор выше – цитированной записи в книге отзывов. 

«Новая структурная форма памяти»
 выражена здесь отсутствием привычных для данной темы изобразительных решении. В работах художника мы не встретим ни нарочитой сказочности, ни избыточного декоративного узорочья, ни умиленной благости персонажей. Русская тема подается в новом и несколько неожиданном ракурсе – мы не можем определить историческое время конкретного изображаемого события. Оно могло происходить совсем недавно, или сто, или тысячу, или много тысяч лет назад.

Народная традиционная культура, обряд, ритуал, передающиеся из поколения в поколение, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие – это и есть та самая первичная ячейка памяти, которая «входит составляющей и не изменяется благодаря непрерывному воспроизводству самой себя» в новую структурную форму памяти. Народные обряды, сложившиеся в незапамятные времена – одна из ведущих тем творчества А. Виноградовой. И, естественно, все, что связано с ними – традиционный костюм, предметы быта, окружающая среда – входят в сферу интересов художника. Именно они, переплавляясь в процессе творческого переосмысления, рождаются вновь в «новой структурной форме памяти», которой является произведение искусства. 

Такое ограниченное вхождение в сферу русской народной традиции обусловлено в значительной мере тем обстоятельством, что детство и юность Анны  прошли в одном из древнейших и красивейших городов Русского Севера – Вологде. И, конечно, влиянием матери – известного российского этнолога С.В. Жарниковой. 

Рисовать Анна начала, как она сама говорит, с тех пор как помнит себя. Во всяком случае уже рисунки четырехлетней девочки поражают своим динамизмом, сложными ракурсами и недетским психологизмом. А юношеские композиции – вполне профессиональными и сложными решениями. 

искусствовед Элина Васильевна Старцева.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru