Исконно тюркские имена

Видимо, как свидетельство равноправия между мужчиной и женщиной у тюрков среди хакасских личных имен особых различий между мужскими и женскими нет, поэтому некоторые имена применяются как для мужчин, так и для женщин. Подобные примеры можно найти и у казанских татар: хотя бы имя Чулпан, которое могут носить как мужчины, так и женщины. Иногда имена у хакасов давали исходя из внешнего вида: Аппах — очень белый, Ах пас — белая голова, Сарыг пас — желтая голова, Хара хыс — черная голова, хуба — русая и т.д.

Хакасские имена могут указывать и на время рождения: Айдолай — родившийся в полнолуние, Арачын — родившийся в новолуние, Хаан — родившийся в марте, Хосхар — родившийся в апреле, Силкер — родившийся в мае и т.д. Самыми древними хакасскими именами считаются имена связанные с названиями растительного и животного мира (в том числе и тотемические): Харачыхай — ласточка, Саасхан — сорока, Ортек — утка, Хулун — жеребенок, Хозан — заяц, Нымырт — черемуха и т.д. Среди девичьих имен можно встретить названия украшений и продуктов питания: Ызырга — сережка, Пызылах — сыр, Торгы — шелк и т.д. В период после октябрьской революции к именам девочек чаще стали добавлять окончание женского рода: Аяна, Сояна и т.д. Хакасы-мальчики получали имена мужских предметов: Пычахтай — имеющий нож, Алар или Аларах — особый вид лука, Мылтых — ружье. У хакасов имеются и «национально-племенные» имена: Сагай — сагаец, Соян — тувинец, Тадар — современное название хакасов, Хоорай — старинное название хакасов.

Есть некоторые общие с монгольским языком имена: Пурхан — святой, Наран — солнце, Арат — пастух, Ойрат — название джунгарского племени, Алан — невинная (не отсюда ли общее для балкар, карачаевцев и осетин название «алан»?), Нохай — собака (это имя не обозначало татар-ногайцев, но являлось оберегом), Сайыт — знатный человек, Тайчы — царевич, Хон тайчы — хан джунгарского ханства, Нойан — князь, Астай — счастливый, Хобалай — счастливый (кстати, одного из ханов Золотой Орды звали Хубилаем), суна — волк (вспомните тюркский род Ашина!), Хан-суна — царь волк.

Династия Ашина создала в 5-м веке Тюркский Каганат. У булгар и татар были имена Ашин, Ашан, Ашыт (монгольское слово «волк» во множественном числе). Некоторых ханов Тюркского Каганата звали именами, производными от слова «буре» (волк): Буре-хан, Буре-шад («Буре-князь»). У татар были имена Буре, Буребай, Байбуре, Бурекэй, Башбуре, Буриш. У башкир известно конкретное историческое лицо — Акбуре-бий. У карачаевцев и балкарцев есть имя Берюка.

Изображенный на гербе Татарстана барс уже давно присутствует в именах мужчин-тюрков, в частности, у татар: Акбарс, Айбарс, Байбарс (герой фильма о мамлюках), Барсбай, Бибарс, Буре барс, Барсхан, Илбарс, Карабарс, Тайбарс, Тинбарс: многие из этих имен заимствованы финноуграми марийцами и удмуртами.

Тотем медведя также оказал некоторое влияние на имена татар-мишарей, сибирских и казанских татар: Аю, Аюбай, Аюхан и т.д.

Тулпар (скакун, иногда в значении волшебного коня) — это имя встречается у мужчин кумыков, балкар и карачаевцев. Лев Гумилев в книге «Древние тюрки» приводит одно имя Колын-бек («Жеребенок-бек», в китайских исторических источниках — «Баймэй-хан»). Сыбай — это слово в древнетюркском языке означало «воин-всадник». От этого имени происходит, по одной из версий, название башкирского города Сибай. В.Г. Магницкий в книге «Чувашские языческие имена» зафиксировал следующие имена: Аксубай, Акзурбай, Актубай, Арейбай, Битубай, Возубай, Ильсубай, Ирсубай, Истубай, Иттубай, Кастубай, Кочубай, Пиктубай, Питубай, Сарзубай, Сетубай, Синдубай, Тарсубай, Урсубай, Чесубай, Ярсубай, Ялтубай, Яштубай. Такое изобилие однокоренных имен в тюркских племенах не должно удивлять: в различных диалектах друг другу соответствуют согласные с-т-д-ч (например, вполне закономерен следующий ряд: Сурбай — Турбай — Дубай — Зубай — Чубай). Соответствие согласных д-з часто встречается в татарских и, что особенно, башкирских диалектах.

По болгарскому фильму кинозрителю стало известно одно из тюрко-булгарских имен: Аспарух — так звали хана одного из булгарских племен, которое он привел на берега Дуная. Очень своеобразны имена у карачаевцев и балкарцев, булгарской ветви тюрков, которая сохранилась на Северном Кавказе. Таковы, например женские имена: Алтын, Алтынчач, Акбийче, Акбоюн, Бийче, Балкыз, Балдан, Джюзек, Джулдуз (кстати, у осетин есть имена, возникшие под тюркским влиянием: Зулдуз, Малкар, Татарбег, Татарби, Татаркан, Татари, Батту, Казан, Астархан и т.д., «Словарь осетинских личных имен», г. Орджоникидзе, 1990, Сост. В.Г. Цогоев, «Ир»), Джумуш, Илкер, Инджи, Кызтуума, Кюмюш, Карачач, Каракыз, Сюйдимхан и др.

Мужские карачаевские и балкарские имена: Абрек, Айдарук, Алхаз, Мурза (этот тюркизм есть и у молдаван — Мирча), Аслан, Асланбек, Асланалий, Аслангерий, Асланмырза, Аслантокъ, Асланук, Аслаука, Бияслан (однокоренные имена: у башкир — Арыслан, у узбеков — Арслан, Арсланбек и др.), Батырбек, Батыргерий, Бараз, Малкарук, Байрамук, Айдарук, Байбатыр (у узбеков Бекджигит, Бекйигит), Джашар, Керман, Езден (Узден), Къара, Къаплан (это имя — в названии тюрко-татарской борьбы «Кара каплан», описанной историком Рафаэлем Безертдиновым в нескольких изданиях), Къарабытыр (есть и одноименная сказка), Къарачай, Къонакь, Къонакьбий, Къукукь, Науруз (праздник весеннего солнцестояния), Таубатыр, Таулы, Темир, Темирбек, Темирболат (герой одноименной карачаево-балкарской сказки), Туккъум, Чука и др. рядом с братьями балкарами и карачаевцами живут тюрки кумыки, которые принимали иудаизм и мусульманство, но при этом смогли сохранить некоторые тюркские имена, среди них женские: Айбике, Назбике, Балкыз (как у карачаевцев и балкарцев), Хумай («счастье-птица», у башкиров hомай) и т.д., — и мужские: Ага (старший брат), Агай, Агабек, Агагиши, Абаш, Арслан, Асбек (Ас — балкаро-аланский), Астемир, Татархан, Уллухан (великий хан), Шамхал (от кум. «шавхал» — правитель) Кайтмас (прямой, непоколебимый), Батыр, Батырхан Бурхан, Болат, Аселдер (Ас+элдар «господин»), множество имен, обозначающих сокола — Тарлан, Сунгур, Байсунгур, Лачин.

Имена, производные от боевых птиц, несут в себе и тотемистический смысл. Таковы древнетюркские имена: Тогрул, Торымтай. У татар и башкир: Каракош, Шонкар, Беркетбай, в том числе и заимствованные из персидского языка — Шаhбаз, Шаhин. Узбекские мужчины могут носить имя Лочин (Лачин), а женщины Лочиной (Лачинай).

У узбеков, несмотря на сильное влияние ислама и коммунистической идеологии (примером чему служат имена Октябрь, Октябрьжон, Совет, Совхозбек, Фидель и т.д.), в личных именах сохранилось и название единого тюркского бога — Тангри: Тангры, Тангрыбек, Тангрыберды (в татарском языке аналоги есть и в личных именах, и в названиях населенных пунктов: Тэнребирде, Тэбирде, Тэрбит), Танрыберган, Тангрыбай, Тангрыходжа, Тангрыкул (кн. «Правописание узбекских имен» Эрнст А.Бегматов, г.Ташкент, «Фан», 1972). Прекрасные тюркские имена можно обнаружить среди имен выдающихся исторических личностей: Атилла, Элбэк (сын Атиллы), Нагайбэк (Асянов), и Аренкул (Асеев) — герои пугачевского восстания, Байраш-хан — булгарский правитель юрта, который был расположен при впадении реки Ирни в Зай (на территории современного Татарстана) и т.д.

Некоторые из татарских мужских имен берут свое начало от оружия: Кылыч, Кылычарыслан, Булаткылыч, Акбулат, Айбулат (у волжских булгар), у карачаевцев и балкарцев есть интересное имя Кылычбий. К тюркскому пласту татарских имен относятся также следующие: Тимер, Тимербэк, Тимербулат, Таштимер, Тимерхан, Тимеркотлык, Котлытимер, Актимер, Акбулэк, Актуган, Акбатыр, Акъегет, Акчура, Балта, Балтай, Балтакай, Балтач, Балтан, Балтабай, Балтакол, Урак, Ураккай, Уракай, Уракчы, Казан, Казанбай, Казанай, Казанбэк, Казанчы, Боерган, Кукбуре, Сарман, Тулбай, Уразбай, Ураз, Уразлы, Уразхан, Уразбикэ, Сеендек (у башкир — hеуйудук), Сеенеч, Куандык, Куаныч, Котлы, Айтуган, Кушан, Тэмэй, Уразхан, Котлыгол, Уразгол, Котлыша, Бирдебэк, Бикчурай, Ишморза, Ишбатыр, Иштирэк, Куштирэк, Акбикэ, Акбикэч, парные «по цветности» имена: Акарыслан, Караарыслан, Акбай, Карабай, Акбарс, Акбарыс, Карабарыс, Акбатыр, Карабатыр, Акбаш, Карабаш, Актай, Каратай, Акморза, Караморза, Аксакал, Карасакал, Акбикэ, Карабикэ, Аксылу, Карасылу.

«Цветных» имен много также и у других тюрков, к примеру у хакасов: Ак-кылыш, Ак-молат (у казанских татар — Акболат), Ак-таш, Ак-тай и т.д. если заглянуть в фольклорные произведения, то весьма интересные тюркские имена можно обнаружить у башкир: Акбуре, Кукбуре, Алтынса, Алтынсура, Агиш-батыр, Алмас-батыр, Бурхан-батыр, Батырша, Кырбатыр, Батыргол, Баяс, Баял-хан, Деукэ, hигезэк, Коркот, Туйыш, Йондызак, Олкэр, Телкебай, катай, Тунгэнер, Юлготло (однокоренные у татар: Юлкотлы, Котлычура, Котлыбэк, Котлыбай, Котлыбикђ, Л.Гумилев упоминает о древнетюркских именах Котлык и Бильге-котлык), Ырыс, Изел, Урал, Уралбикэ, Алтынбикэ, Кенбикэ, Йэнбикэ, Асылбикэ, Карлугас (аналогичное женское имя у татар — Карлыгач, у хакасов — Харачыхай), Кубэлэк.

У тюрков есть множество женских имен с корнем «сылу» — «красивая». У узбеков, например, к таковым относятся Сулув, Ойсулув, Туксулув, у башкир — Акhылыу, Танhылыу, Айhылыу, Кенhылыу, Маянhылыу, Барсынhылыу, у казанских татар Аксылу, Алсылу, Байсылу, Баянсылу, Биксылу, Гелсылу, Ефэксылу, Зэйсылу, Йезсылу, Йезлесылу, Камэрсылу, Корбансылу, Кенсылу, Кемешсылу, Куркэмсылу, Назлысылу, Нурсылу, Сылу, Сылубикэ, Сылугел, Сылуйез, Сылукай, Сылуниса, Сылуќиhан, Татлысылу, Туксылу, Тункэсылу, Энќесылу, Фэхресылу, hиммэтсылу, Ќофарсылу.

Эти примеры наглядно демонстрируют большое количество производных от одного корня имен у тюрков, правда, среди них есть и несколько «арабизированных»: Фэхресылу и т.д. Л.Н.Гулимев в своей книге «Древние тюрки» приводит имена некоторых выдающихся тюрков: Батыр-шад (Батыр-князь), Бага-шад (Божественный князь), Ир-бэк-шад, Турк-шад (тюркский князь в своем улусе), Турксан, Турэ-мен («Я в законе»), Яучы (воевода), Шор (князь династии Ашина), Дулу-хан, Аба-хан (старейший хан, но не главный), Басыл-тегин («принц-жертва», возможно, против сглаза), Капкан-хан («хищный хан»), Узмыш-тегин, Узмыш-хан, Алып (богатырь), Арслан (лев), Иль-Арслан («Лев своей родины»), Иль-тэбэр (наместник), Иль-шад, Иль-чур, Таман, Тапу-хан (связано с буддийским влиянием), Боке-хан («Буга-хан», «герой», «могучий»), Ишбара-хан, Ишбара ќабгу, Батыр-ќабгу, Амрак (спокойный), Инан (доверенное лицо), Кош (птица), Шегуй-хан (сяньбийское слово (Туг-бир, Ту-у, Бильге-хан, Этмеш-бек, Сылу-бэк. Возможно, в будущем тюрки, скинув навязываемые идеологии, хотя бы в вопросе имен обратят внимание на исконно тюркские источники.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru