Анна Виногнрадова — возвращение в Санкт-Петербург

Анна возвращается в Санкт-Петербург с четко определившимся приоритетами. Она возвращается к теме русских праздников, обрядов, народному костюму. Теперь её заинтересовал древни купальский обряд, таинственный праздник Росы, образы Русалок. Тема Масленицы казалась уже исчерпанной. Но, как выяснилось, это было не так. И через пять лет Анна Виноградова вновь вернется к Масленице. Правда, для этого надо было, чтобы прошло пять лет.

Много это или мало в жизни художника? Когда как, иногда мало, а иногда и очень много. Все зависит от того, чем наполнены эти годы. В данном конкретном случае остается только удивляться тому творческому напряжению, той невероятной самоотдаче и тому количеству прекрасных работ, которыми отмечены эти пять лет у Анны Виноградовой. При этом надо помнить, какова была ситуация на нашем отечественном Арт – рынке, где шансы художника продать свою работу по достойной, по европейским меркам, цене, если он не эпатирует публику своими «выкрутасами», не является «тусовщиком» или не занимает административный пост в сфере искусства, практически равны нулю.

Кроме того, именно по возвращений на родину, Анна ощутила весьма серьезный и женский прессинг со стороны своих американских менеджеров. Ей было в категорической форме предложено либо писать то, что велят, либо все её работы, находящиеся в галереях США, будут ей возвращены обратно. Особенно нежелательной оказалась именно «русская» тема, которую менеджеры считали абсолютно незатребованной в Америке. Ответ художника был более чем лаконичен: «Возвращайте!» и тут произошло невероятное. Менеджеры, столкнувшись с таким неожиданным и невероятным для них упрямством, предложили ей прислать «на пробу» файлы тех картин на «русскую тему», над которыми она работала, пообещав показать их в галереях США, но предупредив о неизбежности провала.

Реакция галеристов не заставила себя долго ждать. Одним из первых откликнулся на увиденное хозяин престижнейшей галереи в городе Нейплс Роджер Вотеборн. Ответ был лаконичен. «Когда я смогу получить эти работы!!!» Русская тема, в исполнении Анны Виноградовой, оказалась не просто затребованной, а сверх затребованной в Соединенных Штатах.

Итак, она возвращается к теме древнерусских календарных праздников. Теперь на повестке дня Купало – день летнего солнцестояния, который с глубокой древности отмечали кострами и венками все народы Северной Европы. Этот обрядный комплекс, состоящий из двух праздников – праздника Росы и следующего за ним Купальского обряда, был связан с чрезвычайно архаическим делением года на две половины, зафиксированным еще в гимнах Ричведы.

Наши далекие предки считали, что год это одни божественные сутки, где движение Солнца на север «с 22 декабря по 22 июня) – день, а движение его на юг (с 22 июня по 22 декабря) – ночь. А поскольку они верили, что мы «рождаемся на смерть, а умираем на жизнь» и «из навей (т.е. мертвых) нас дети млеют», то в их представлениях каждый человек, покидающий этот мир во время «божественного дня», обратно не возвращался и становился святым, т.е. получал новое «световое» тело. Те же, кто не завершил свои дела на земле, умирали в «ночь богов» и обязательно должны были вернуться дождем или росой, чтобы потом стать новорожденными детьми.

Купальский обряд и предварявший его праздник Росы способствовали этому возвращению. Поэтому бездетные женщины и девушки на выданные собирали росы, лежали в росистых травах, умывались росой. Именно во время Купалы, после испытания огнем силы их любви друг к другу, соединялись новые брачные пары, у которых должны были рождаться дети.

Омовение в водах рек и озер, плетение обрядовых венков из заповедных цветов и трав, гадание на них о предстоящей судьбе, все это входило в обряды Купалы – древнего праздника начала Лета. Рассказать о нем языком живописи задача не из легких.

искусствовед
Элина Васильевна Старцева.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru