Об именах в Туркменистане

Язык неба и земли, или некоторые вопросы этнобиологии в Туркменистане.

Наши предки верили, что человека связывает тайное родство с природными стихиями и явлениями. Считалось, что всемогущие силы природы могли влиять на судьбу человека, и чтобы заслужить их покровительство, люди стали давать своим детям имена, так или иначе связанные с миром природы. Много удивительных легенд туркменского народа связано с происхождением имен, есть и свои обряды наречения новорожденного.

Возможно, не все знают, что изучением этой интересной темы занимаются не только историки и этнографы, культурологи и языковеды, но и биологи. Происхождение имен, связанных с миром живой природы, изучается и в рамках такого научного направления, как этнобиология. Этот необычный и очень интересный предмет появился в расписании студентов факультета естественных наук Туркменского государственного университета имени Махтумкули еще в 2002 году. Сегодня по самым разным темам курса «Этнобиология» подготовлено множество научных сообщений и докладов, защищены курсовые и дипломные работы. Об этом рассказывает преподаватель этого курса, доцент кафедры биологии университета Б.Имамкулиев:

-Исследование богатого национального культурного наследия очень важно для всех нас. Свою лепту в это дело вносят и ученые-биологи, ведь многие народные традиции и обряды связаны с природой.

…Когда-то все начиналось с простого увлечения. Я и мои подопечные занимались составлением родословной, и из любопытства к незнакомым и очень необычным имена потянулись к словарям и справочникам. Оказалось, истинное значение некоторых имен известно не многим, а происхождение их просто удивительно. Так появилось желание изучить эти вопросы более тщательно. Перечитали много научных трудов и монографий, подготовили курс лекций по этнобиологии.

Наш народ всегда жил в гармонии с природой, окружающим миром, бережно использовал богатства земли. Природа — букварь духовности туркменской нации. Величие и красоту природы, духовное родство с ней люди увековечивали и в именах.

И в древнейшие времена человек воспринимал себя как частицу Вселенной, а имя означало в определенном смысле нашу принадлежность к миру. Имя, как важный символ, имеющий определенное духовное значение, как бы помогало найти человеку свое место в системе мироздания. Наши далекие предки верили в свое происхождение от стихийных явлений, различных растений и животных, это отражено и в древних культах, отблески которых сохранились в туркменских именах.

Учеными изучено происхождение свыше 7000 туркменских имен. Из них около 800 имен связано с названиями растений и животных нашего края. Имена одной родовой династии часто означали одни и те же или близкие понятия. «Семейное прозвище», ныне — фамилия, происходило от имени главы семьи или родоначальника. Удивительно, но и сейчас встречаются семьи, в которых соблюдается традиция нарекать всех детей именами, образованными от названий растений или животных.

О таких фактах рассказывается и в научных работах наших студентов. В таких семьях мальчикам обычно дают имена Арслан, Шир, Елбарс, Аждар, Гандым, Сазак, Черкез, Борджак, Оджак, Ёвшан и др. Дочерей называют Марал, Кейик, Товшан, Овлак, Кякилик, Билбил, Сулгун, Тавус, Сона, Сурай, Гульшат, Гунча, Миве, Алма, Хурма.

Имена, связанные с природными стихиями, растениями и животными, — самые древние среди всех имен. Еще прародитель туркменской нации Огуз хан, считавшийся завоевателем неба и земли, стремился жить в гармонии с ними. Он и шести своим сыновьям дал имена, олицетворяющие единение миров: от красоты неба – Гюн хан, Ай хан, Йылдыз хан (Солнце, Луна, Звезда) до красоты земли – Даг хан, Дениз хан, Гок хан (Гора, Море, Дерево).

Со временем эти традиции обогащаются новым содержанием. «В эпоху Горкута Ата, который привел нацию от природы к человеку и выдвинул на авансцену личность, — читаем в Рухнама, — имя человека определяется уже не внешней средой или общественным окружением, а его внутренним, личностным содержанием».

В древности имена воспринимались, как некая аура человека. Считалось, что если чье-либо имя произнесет со злым умыслом чужой, недобрый человек, то это может привести к болезни и даже смерти именуемого. Магическим защитником в таких случаях служило другое, второе имя: «двуименность» позволяла обезопаситься от неведомых враждебных сил. При этом «настоящее» имя человека знали только его близкие родственники.

Появлялись так называемые «обиходные» имена, среди них были и «обманные» (давались они по названиям малоценных предметов, которые ни у кого не вызывали зависти), «защитные», или «охранные» имена, призванные защитить ребенка от невзгод. Так возникли имена-обереги, охраняющие от сглаза и всяких напастей.

Например, есть среди туркменских имен и такие, что созвучны названиям диких трав, сорных растений, — это и есть имена-обереги. В народных поверьях отмечалось, что сорные травы имеют магическую силу земли, иначе как объяснить их невероятную приживаемость. «Их корни крепки — пусть и твоя жизнь не знает смятения» — говорили люди. К таким именам относят и Чайыргелди, Чоган.

Есть имена, на первый взгляд, еще более странные. Такие, как Италмаз (буквальное значение — «и собака не возьмет»). О них сложены легенды. Считалось, что ангел смерти обходил стороной дом, где новорожденному дали подобное имя. Как правило, так нарекали ребенка, рожденного после умерших в младенчестве братьев.

Многие имена туркмен, образованные от названий животных, возникли как магические пожелания счастья и добра (их около 300), в них остался след суеверий — волшебные существа должны были обеспечить защиту от бед и лишений.

Атчапар, Атбаши, Атбакар… Родители мальчика, названного таким именем, желали, чтобы наследник стал умелым всадником. «Пусть конь его будет лучше других, пусть будет богатым хозяином, имеет много отар» — говорили над колыбелью нареченного.

Есть имена, схожие с горделивыми и ловкими, грациозными животными, символизирующие силу и мощь. Арслан, Шир, Елбарс, Пелен, Хайдар, Батыр, Эсет, Эседулла. Все эти имена схожи по толкованию. Обладатель такого имени должен быть сильным, стойким и очень храбрым — подобно льву, тигру или барсу.

С такими же благими пожеланиями дают имена Гурт, Моджек, Бори: с глубокой древности почитается в народе образ волка, он стал одним из символов древней исторической эпохи туркмен.

В именах людей каждой эпохи отражался духовный мир конкретного времени. В третьем периоде туркмен наиболее распространенными были имена, связанные с символом эпохи — беркутом: Тогрул, Чагры. Эти имена прославлены в истории Сельджукскими правителями. Мужские имена Биргут, Лачин, Тарлан, Тогрул даются с пожеланием быть зорким, отважным и бесстрашным, как вольные горные птицы.

Очень красивы женские имена. Мечтая о том, чтобы у девочки был певучий голос, словно у соловья, ей давали имя певчей птицы. Также малышке желали красоты, вспоминая самых красивых, почитаемых народом птицах. Есть имена Дурна, Тавус, Билбил, Сулгун, Лачин, Сона, Тоты, Гумры.

Сравнение грации, красоты, гибкости и нежности, характерных для некоторых животных (лани, антилопы, оленя и др.) нашло свое отражение в именах Кейик, Марал, Джерен.

Махым — одно из женских имен, в которых приводится сравнения с красивыми существами подводного мира, яркими диковинными рыбками. В имени Патма запечатлено изящное проворство пустынных ящерок.

Многие туркменские имена происходят от названий цветов и деревьев. Багдагул — так называли самых красивых девочек. «Красива, словно цветники сада», — говорят о такой, восхищаясь ее красотой, обаянием и нежностью. Есть и схожие имена. Благополучия и счастья желали, называя дочку Боссан, Гулзар или Бакджа. Надеясь, что жизнь ее будет красива как цветение садов и лугов. Сравнивая красоту девочки с цветами, давали и такие имена, как Дессегул, Гульчемен, Чеменгул.

Алма (Яблоко) — это имя дают родители с пожеланием девочке быть красивой и обаятельной, сладкоречивой. Чаще встречаются имена с сочетанием слов, такие, как Алмагул, что значит — «цветок яблони» и Алмагозель — «красота яблони» и др.

Очень красивы девичьи имена Чинар, Серви, Сельби. Эти имена связаны с легендами о самых красивых деревьях. В народе говорят, что у каждого дерева, как и у человека, свой нрав, своя судьба. Родители желали, нарекая младенца, видеть схожие черты в его характере. Крепкие и стойкие, красивые и долговечные платаны, кипарисы вызывали восхищение и особенно почитались, их нельзя было рубить.

Детей с родимыми пятнами гранатового цвета называли Нарлы, Нартач, Огулнар, Гулнар. Имена Халлы, Халлыгозел, Халлыгул давали младенцу с темными родинками.

Самые интересные истории и легенды связаны с именами волшебников и мифических животных. Сурай — имя волшебной птицы. О самых ярких звездах на небе говорят — «Это глаза птицы Сурай». Другая волшебная птица — Хумай. Ее крылья несут ночные туманы. По преданию, людям, попавшим в тень ее крыльев, открывались несметные богатства, они обретали вечное счастье.

Распространено и красивое имя — Мая. Произнося это имя, люди вспоминают древнюю легенду о волшебной верблюдице Ак Мая. Она творила чудеса, помогала людям. Туркмены издавна называли Млечный путь «Ак Маянын сюйди», что значит — «молоко Белой верблюдицы». По одной из старинных легенд, скоплению звезд на небе дало начало именно молоко, разбрызганное волшебной верблюдицей. Истории о ее чудесах сохранились в мифах.

О том, к примеру, что ее молоко оживляло мертвых, т.е. по сути было той самой знаменитой «живой водой», известной во многих преданиях разных народов. Интересные легенды связаны с именами Аджар и Аджарх, Шамар. «Повелитель змей и драконов» обладал по преданию неимоверной силой. Аджар выступает и одним из самых интересных героев в сказках и легендах. Имя это давали мальчику с пожеланием быть сильным, отважным.

Самое загадочное мистическое существо в фольклоре, пожалуй, — дэв. Этот великан порожден великими силами земли и неба. Согласно поверьям, душа его отделена от неба. Об этих созданиях напоминают сейчас имена Девли, Девгелди, Девмырат.

Очаровательные волшебные создания — феи, у туркмен назывались Пери. По поверью они помогали смелым героям и знали тайну вечной молодости. В образе белоснежного голубя волшебницы странствовали по свету, совершая чудеса и добрые дела. Агаюнус Пери была женой легендарного Героглы.

Природа дарит нам высокое вдохновение. И познавать ее загадки, обобщая и систематизируя знания нашего народа о природе, необходимо для того, чтобы в полной мере осознать высокую мудрость традиций и обрядов нашего народа, величие нашего духовного наследия.

Источник: andein.ru

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru