Работы Анны Виноградовой

Несколько особняком стоят две работы 2008 года – «Молодая хозяйка» и «Гусляр». 

В «Молодой хозяйке» Анна Виноградова продолжает тему «Переходящей брод» — женщина и вода. Здесь молодая женщина заходит в воду, неся в корзине бельё, и мы ощущаем, как колеблется вода у её ног, переливаясь индиговым и зелеными оттенками, как колышется камыш среди этой звенящей тишины, окружающей фигуру. 

Портрет "Гусялр"
Портрет «Гусялр»

«Гусляр» — портрет выдающего русского фольклориста Анатолия Михайловича Мехнецова – выполнен в несколько ином ключе. Старец, играющий на шуслях среди березового леса – образ эпический, возвращающий нас в мир русских былин, преданий, сказок. Глубина проникновения во внутренний мир этого человека – легенды, «старателя русской народной культуры», просто поразительна. Пластичные руки музыканта скользят по струнам гусель, тело словно застыло, впитывая музыку, а прозрач0ные голубые глаза – мудрые и удивительно молодые одновременно – смотрят на нас из под седых бровей. 

Обе темы – вода с её непредсказуемостью, глубиной и таинственностью и эпичность, сказочность окружающего мира органически слились в такой работе 2008 года как «Русалка». 

Большое полотно (120х100см) – гимн воде рек и озер России, её священных «кузниц», которым наши предки поклонялись в течение многих тысячелетий. Таинственно мерцает вода плавают на её поверхности розовато – белые лилий. И смотрит на зрителя своими бескрайне голубыми глазами Хозяйка этих вод – Русалка, прекрасная и таинственная как окружающая ее стихия воды. Художник ищет наиболее выразительный образ и последовательно пишет два варианта композиции. В первом – вода, спокойна, и Русалка застыла в ожидании среди стоячих вод. Замерли стрелки камыша, тихо спят водяные лилий. И медленно змеится по воде зеленоватые, словно водоросли, волосы.

Во втором, окончательном варианте, Русалка поднимается из глубины озера. Вода вокруг неё волнуется, расходиться кругами и колышет цветущие розовые лилии, одна из которых украшает её зеленоватые, струящиеся по воде, волосы. Покой сменился динамикой, столь характерной для работ Анны Виноградовой. Эта внутренняя динамика постоянно присутствует и в работах 2009 года цикле, посвященном теме балета.

Открывает его «Отдыхающая балерина», где освещенное боковым светом тело сидящей девушки мерцает жемчужными оттенками, подчеркнутыми прозрачностью и легкостью одежд. Внутренняя динамичность композиции выявляется в противопоставлении хрупкости и изящества моделей и широкого, кажущегося тяжелым, браслета на тонкой руке балерины. Этот прием будет использован художником еще раз в другой работе 2009 г. «Восточная сказка». Здесь балерина сидит в сложной, словно свитой в спирали, позе. Легкая, струящаяся по ногам юбка контрастирует с плотным корсетом и тяжелыми браслетами на руках, поддержанными роскошной диадемой, украшающей голову танцовщицы. И тело, и лицо модели прилеплены мягкими касаниями кисти. Нежное, одухотворенное лицо, великолепная пластика рук и ног – все в этой работе вызывает восхищение. 

Балетный цикл 2009 года продолжают «Маленькая балерина» и «У зеркала», где изображение танцовщицы, одетой в великолепный красно – черный наряд как бы дублируется её отражением в зеркале. Таким образом лицо модели показано в профиль и в повороте на три четверти. Превосходно написано тело и особенно руки, что вообще характерно для работ Анны Виноградовой. 

2009 год отмечен в её творчестве также возвращением к теме «Ребенок и народная традиция». Это «петрушка» — портрет сына Олега в народном костюме, колпаке с бубенчиками и с яркой глиняной свистулькой в руках. Весь окружающий его антураж удивительно органичен: тканый лоскутный половик под ногами обутыми в лопаточки, берестяной и лыковый хороба, стоящие по углам. И, словно охраняющие играющего мальчика, — пушистый черно-белый с янтарными глазами кот и такая же пушистая спящая дымчато – серая кошка. От работы веет покоем, уютом, тем домашним теплом, которого порой так не хватает в нашей сегодняшней жизни.

Кроме этих работ в 2009 году был написан цикл натюрмортов: «Пионы», «Сирень», «Натюрморт с гранатами», «Натюрморт с кувшинами», «Букет пионов». Любовь к жизни во всех ее проявлениях, восхищение красотой цветов – этих замечательных «улыбок Земли», отразились здесь в полной мере. Не случайно в книге отзывов одной из выставок Анны Виноградовой осталась следующая запись: «Ее сирень источает аромат, который чувствуешь около картины!».

Весной 2009 года Анна летит в КНР, чтобы принять участие в «Выставке Репинцев» проходившей во Дворце национальностей Китая в Пекине. Это была масштабная выставка трех художников – выпускников Института живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина – Юрия Калюты, Геннадия Бернадского, известных мастеров живописи, и молодого, но уже достаточно известного в Китае художника – Анны Виноградовой.

искусствовед Элина Васильевна Старцева.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru