Философия картин Анны Виноградовой

«Гадание на углях» (120х120см). Закончился праздник, все разошлись. Но сидит у угасшего костра одинокая девушка с венком на голове. Не удержал ее руку тот, кого она считала суженным, не пришлось ей пускать свои венок по реке. И вот печальная и сосредоточенная она пытается раздуть угасающим уголёк потухшего костра, надеясь, что счастье не обойдет ей в следующем году. 

Художник удивительно точно передает состояние раннего утра. Слегка золотится край неба, темнеет лес, а на поле полыхают каким – то мистическим сиренево – розовым светом свечки Иван – чая. Слегка тлеют угли костра и нежные руки девушки бережно держат уголек. 

Но в этот общем ощущении печали диссонансом звучит насыщенный темно – брусничный цвет сарафана – цвет жизни и надежды. 

В завершенном триптихе «Купало» всё серьёзнее заявляет о себе новое направление в творчестве Анны Виноградовой – стремление соединить реальность и то таинственное,  мистическое, сказочное, что незримо входит в эту реальность, окружает и пронизывает её начатое еще «Русалкой», в триптихе «Купало» это направление поисков нового образного языка проявилось вновь. Вроде бы всё изображаемые вполне реально, но светятся каким – то таинственным фосфорическим светом папоротники, завораживает своим теплым золотистым мерцанием ночь и цветы Иван – чая сияют ирреальными мистическим светом.

С еще большей последовательностью и очевидностью это направление поисков проявилось в работах 2010 года 0 цикла картин на тему уральских сказов П.П. Бажова. Это пять полотен: «Хозяйка Медной горы», «Великий Полоз», «Серебряное копытце», «Каменный цветок» и «Малахитовая шкатулка».

Центральное полотно – огромная вертикальная композиция (275х130см). На фоне закатного, полыхающего звери неба стоит Владычица земных недр – «Хозяйка Медной горы». Величавая и прекрасная, она словно вырастает из сияющих кристаллов самоцветов и всплеском малахита. Все здесь, и гора, и самоцветы, вспыхивающие алым, голубым, сиреневым, фиолетовым сиянием, и разноцветные ящерицы, и сама хозяйка – одно неразрывное целое. Она – образ богатств Урала, да и всей России.

Величественная, со спокойным взором прозрачных зеленых глаз, вся сияющая, словно драгоценный опал, она поддерживает напряженными руками то ли плащ, то ли всю окружающую ее землю. От этого образа веет какой-то глубоко архаикой, первыми днями Творения. И даже украшающие ее руки широкие золотые браслеты, усыпанные драгоценными камнями, и тяжелый золотой венец не воспринимаются чем – то инородным – настолько они органичны в своей архаике здесь, в мире древних сокровищ Земли. 

искусствовед Элина Васильевна Старцева.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru