Имя и женственность

Среди элементов культуры особое место занимает имя. Проблема имени, его значения или чистой условности, разрабатывалась Платоном в диалоге «Кратил»; следующим этапом в развитии проблемы можно назвать полемику 7 века н.э. между иконоборцами и иконопочитателями, и, наконец,- имяславские споры начала 20 века.

Еще в первой половине 20 столетия чуть ли не главным качеством современного человека была названа «одномерность»: человек становился функцией, исполнителем социальной «роли», многочисленные связи с миром культуры и миром других людей обрывались.

Имя можно рассматривать как последнюю и, быть может, самую прочную нить, не дающую человеку замкнуться в пределах своей субъективности. Недаром, как подчеркивал П.А.Флоренский в своей книге «Имена», к человеку, находящемуся в забытьи, без сознания, «потерявшему себя», взывают по имени; равно и при принятии важнейших таинств в православии, как то: крещении, причащении, соборовании, к человеку обращаются только по имени.

Имя необходимо и достаточно для того, чтоб восстановить утраченную связь с целым, с единым. Имя соблюдает равновесие между силой, стремящейся слить род человеческий до единой массы, и силой, стремящейся обособить личность.

Имена являются важнейшими фокусами социальной жизни. Опыт множества поколений, ценностные предпочтения, идеалы аккумулируются в имени. С определенными именами начинает ассоциироваться могучее подсознание — Ольга, Павел, Алексей; созидательное, законотворческое, устроительное начало — София, Василий; конструктивное общественное начало — Екатерина, Николай; непостоянство, кокетство, неверность — Елена, Константин; гармония — Мария, Иоанн.

Имена, манифестирующие в обществе то или иное качество, как правило, выступают в паре: мужское и женское имя (например, София и Василий). Причем, те или другие идеалы воплощаются только совместными усилиями женского и мужского начал. Однако, женское начало, как таковое, тоже выражено в именах, причем, весьма неравномерно.

Так, хаотичность, внутренняя дисгармония женщины особенно явственна в имени Александра, мощная работа подсознания, «ведовство» — в имени Ольга, благодатное начало в именах Анна и Мария, «женскость» — в имени Елена. Общество, формируя идеал женщины, невольно отдает предпочтение тому или иному имени.

Так деятельный и устроительный 18 век вручил пальму первенства имени Екатерина, отдавая должное Екатерине II, матушке-императрице, прославившейся своей созидательной энергичной активностью. Изучение имен, как социологическими средствами, так и при своеобразном, глубоком подходе, предложенном П.А.Флоренским в его «Именах», дает возможность не только еще раз прикоснуться к тайне феномена человека, но и внести посильный вклад в установление гармонии женского и мужского начал.

Источник: © 2000 Ярославцева И.П.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru