Исторический взгляд на выбор имени

Едва поженившись, молодые люди начинают гадать, как назовут будущего ребенка, придумывают имена для сына или дочери. Астрологи, чьи прогнозы сегодня чрезвычайно популярны, советуют прежде, чем дать имя, составить для малыша индивидуальный гороскоп.

Почитатели нумерологии — науки, основанной на теориях чисел Пифагора, предлагают сначала все хорошенько просчитать, чтобы число дня рождения совпало с числом имени. Теорий множество. Но вряд ли многие родители будут им следовать. В основном главный критерий при выборе имени — нравится — не нравится. Существуют еще семейные традиции. В давние годы принято было называть детей по имени отца, деда, бабушки. Выбирая имя для ребенка, следует также считаться с его отчеством и фамилией, чтобы не появлялись Шехерезады Степановны или Ромуальды Моськины какие-нибудь.

Для каждой эпохи характерны свои имена. А откуда вообще они взялись, наши имена? В Древней Руси родители называли младенцев «от взора и естества», т.е. от внешнего вида или особых примет, от обстоятельств, при которых дети появились на свет. Так начинали жизнь на земле Беляй, Чернуха, Глазко, Лобик, Миляй, Ждан, Неждан, Любим, Нелюба, Нечай, Забава, Пискун и так далее.

Все изменилось, когда в 988 году великий князь киевский Владимир пошел походом на Византию, взял Корсунь, а потом в знак мира женился на византийской принцессе Анне. Перед свадьбой Владимир крестился, получил имя Василий и принялся крестить русский народ. Вследствие введения христианства, изменился способ именования русичей.

Имена стали выбирать из церковных источников, привезенных из Византии. В начале своего княжения Владимир принес в жертву языческим богам двух христиан — Ивана и Федора. С принятием христианства имена Иван и Федор стали необычайно популярны. Надо сказать, что христианство начало проникать на Русь задолго до официального крещения. Стоит только вспомнить, что христианкой была знаменитая княгиня Ольга, бабушка Владимира.

Христианином был и князь Аскольд. Христианские имена на Руси также были известны задолго до крещения. По мере утверждения христианства складывался церковный ономастикой — набор имен, даваемых при крещении. Это были имена апостолов, окружавших Христа, его учеников и последователей, людей, принявших мучения за идеалы Христа. Они любимы и доныне — Петр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк…

Поскольку христианство зародилось в Иудее, то в христианский ономастикой попало немало древнееврейских имен таких, скажем, как Анна, Яков, Даниил. В 1054 году христиане, жившие в Европе, разделились на приверженцев Римско-католической и Восточно-Византийской религий. С тех пор ономастикой каждой из религий пополнялся отдельно. В 1582 году папа римский Григорий XIII ввел новый стиль летосчисления — григорианский календарь.

Этот календарь продвинулся на 10 суток вперед по сравнению со старым юлианским, введенным еще Юлием Цезарем. Новый календарь скрепил каждую дату с именем святого. Имена, даваемые младенцам церковью, стали называться календарными. Россия перешла на новый стиль только в 1918 году, но церковь не приняла его. Все церковные календари ориентированы на старый стиль (с течением времени расхождение в календарях увеличивалось — в прошлое веке оно было равно уже не 10, а 12 дням, в XXI веке станет равным 14).

Издавна с календарными датами, а это, как мы уже знаем, дни, посвященные памяти какого-либо святого, стали связывать народные приметы. Так мы часто говорим: «На Евдокию курочка воду пьет», или «На Самсона дождь, семь недель тож», или «Петр и Павел час убавил». Некоторые календарные праздники, связанные с сельскохозяйственными работами, становились гражданскими праздниками. Это можно сказать, например, одно 19 декабря, когда празднуется Николай Мирликийский или Никола Зимний. Этот праздник когда-то отмечали целую неделю и называли никольщиной.

Надо сказать, что Николай — один из самых чтимых на Руси святых, и имя это не теряет своей популярности на протяжении многих веков. Как бы ни был прочен обычай называть новорожденных по календарю, но стопроцентного следования ему не было никогда. Главную роль всегда играло желание родителей. Большое значение в именовании детей имела мода. Моду создавали политика, литература, даже музыка. Легко заметить, что в годы царствования того или иного монарха появлялось множество младенцев, носивших его имя.

Известны курьезные случаи, когда люди обращались к властям с прошением о смене имени на новое — в честь вступившего на престол императора. Имя Татьяна считалось простонародным, но благодаря легкому перу Пушкина, стало чрезвычайно популярным. Иногда трудно объяснить, почему вдруг появляется большое количество Кристин или Ян, которых в православной России практически не было? Или вспыхнувшая в шестидесятых годах мода на Анжелик? В середине семидесятых появились Олеси. Это имя — белорусский уменьшительный вариант имени Александра.

Но вдруг (а может быть, под влиянием популярной тогда песни «Олеся») в России оно явилось как полное, самостоятельное имя. В последние годы, когда мы стремимся к возвращению былых традиций и устоев, детей называют старинными именами, непопулярными в годы советской власти. Так, много стало у нас Марф, Евдокий, Никит, Данил.

Современный ономастикон пополняется также за счет того, что самостоятельными становятся просторечные формы некоторых имен. Календарное имя Ксения, например, дало нам Оксану и Аксинью, Елена — Алену, Ирина — Арину. Не прошла бесследно начавшаяся при Петре I европеизация России. С тех пор начали проникать к нам западные имена. Новый календарь имен появился после 1917 года. Помните, как булгаковский Шариков взял себе имя по новому календарю — Полиграф Полиграфович? Думаете, писатель пошутил или утрировал действительность?

Ничуть. К примеру, отрывной календарь Северо-Западного Промбюро на 1925 год рекомендовал такие имена: 7 февраля. Родился писатель-утопист Томас Мор. Предлагаются имена — Томас и Мора. 23 сентября в память о состоявшейся в этот день в 1865 году Конференции 1 Интернационала девочек рекомендовали называть Интернами. Были в этом календаре Луначары, Академы, Бланкины… Да, если еще вполне приемлемо звучит имя Вилен (Владимир Ильич Ленин), то Пятьвчет (пятилетку в четыре года) кажется просто кошмарным.

Несколько раз в XX веке вспыхивала мода на западноевропейские имена и в немалых количествах появлялись у нас Артуры Семеновичи и Джоны Тихоновичи. Но сколько бы раз не менялись моды, Россия верна именам своих святых, мучеников и героев. Сергеи, Александры, Ильи, Екатерины, Ольги и многие другие гордые, нежные, романтические имена остаются любимыми для нас. Выбирая имя для своего малыша, родители стараются, чтобы было оно благозвучным и ласковым. Говорят, что имя определяет судьбу человека.

Возможно, хотя так много людей с одинаковыми именами и очень разными характерами и судьбами, что трудно в это поверить. Но все же от имени многое зависит. Думаю, что девушка с именем Марина или Анна внушает больше романтических мыслей, чем та, которую зовут Желдора (Железная дорога). Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движение губ… Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту, — писала когда-то Марина Цветаева. Пусть же так звучат имена наших детей.

(с) Татьяна БАСОВА «Вечерний клуб», 1996

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru