Художник признанный временем: Анна Виноградова

Как гласит древняя мудрость: «Не мы выбираем время, а Время выбирает нас». Это особенно очевидно в такой сфере человеческой деятельности как искусство и, прежде всего, искусство изобразительное. Призванный временем художник – плоть от плоти своей эпохи и, несмотря на интернациональность искусства, своей земли и своего народа. В противном случае его творчество лишено смысла.

Тезис «искусства для искусства», не прикрепленный корнями к этнической традиций, повисает в воздухе и лишается всякого содержания, превращаясь в формальный поиск, ведущий в никуда. Двадцатый век продемонстрировал это с предельной очевидностью, создав в изобразительном искусстве целую галерею «Голых королей». В итоге – чудовищное падение уровня живописной культуры, утрата высокого статуса рисунка и абсолютизация формальных поисков, доведенных до абсурда, патологии и саморазрушения. 

Но диалектика бытия такова – «Природа не терпит пустоты». И на поле, вытоптанном кубизмом, фовизмом, супрематизмом, абстракционизмом и т.д., в полнее естественно вновь взрастают цветы высокого искусства Реализма.

Ведь наш реальный мир, данный физически и психически нормальному человеку в его восприятии, божественно прекрасен. И приходим мы в него для созидания, а не разрушения. Созидание же – в высшем смысле этого слова – возможно только тогда, когда человечество пребывает в сфере Разума, важнейшим компонентом которого является Память. В противном случае «сон разума порождает чудовищ», чему свидетелем был весь прожитый человечеством ХХ век. 

Однако, рано или поздно, Разум пробуждается и люди с удивлением замечают, что в привычном мире что-то изменилось.

Пограничье ХХ и ХХI века, рубеж тысячелетий и эпох, судя по-всему, и есть то самое, время пробуждения. Время, о котором говорил великий русский поэт-провидец Ф.И. Тютчев.

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые

Его призвали Всеблагие 

Как собеседника на пир. 

«Минуты роковые» призывают своих художников. И они обязательно приходят! 

Анна Виноградова, безусловно, является таким, призванным Временем, художником. «Что-то очень дремучее, красивое, таинственно- лесное славянское, сказочное, древесно – растительное, душевно-лирическое и чуть театрально – русское, давно забытое и почти утраченное. Спасибо! За возвращение!».  Эти слова из книги отзывов одной из многочисленных выставок Анны Виноградовой, и пожалуй, могли бы стать эпиграфом её творчества.

Феномен тоски по утраченным корням, стремление к самоидентификации – одна из характернейших черт нашего времени. Судя по – всему, в основе этого феномена лежит фундаментальный закон Вселенной, определяемый как закон сохранения Информации. Или, как его сформулировала Н.В. Петров, «всякое последующее действие происходит по памяти предыдущих действий, при этом формируется новая структурная форма памяти, куда первая ее половина входит составляющей и не изменяется благодоря непрерывному воспроизводству самой себя в точной копии в постоянно изменяющейся внешней среде».  

Этот закон, общий для всех форм бытия, функционирует и в культуре. И прежде всего в этнической культуре, сохраняя идеалы, эстетические предпочтения и генетическую память данного народа на протяжении тысячелетий.

искусствовед Элина Васильевна Старцева.

продолжение следует ….

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru